Авторынок России: Потребитель всегда неправ

0 7

Авторынок России: Потребитель всегда неправ

Государство теперь как бы гарантирует, что любой гражданин РФ имеет возможность приобрести автомобиль в заводский комплектации, без установленного торговцами «дополнительного оборудования». Но только на бумаге — за нарушение данного закона предусмотрены совершенно смехотворные штрафы. Более того, в законе явно намеренно оставили массу лазеек, которыми обязательно воспользуются автосалоны.

Президент РФ подписал закон, предусматривающий штрафы за навязывание потребителю дополнительных товаров и услуг. Документ вступит в силу уже с 29 октября 2023 года.

Позитив? Несомненно! Особенно в части размера штрафов — они составляют всего 20−40 тысяч рублей. Кушайте, не обляпайтесь!

«Проект федерального закона … разработан в целях обеспечения соблюдения, предотвращения и предупреждения нарушений прав потребителей при заказе или приобретении ими определенных товаров (работ, услуг).

Навязывание дополнительных товаров и услуг происходит, как правило, на сумму от 100 000 до 500 000 рублей, однако иногда сумма навязываемых товаров (работ, услуг) может достигать более 50 процентов от стоимости заказываемых или приобретаемых потребителем товаров (работ, услуг). Кроме того, навязывание покупателям дополнительных товаров (работ, услуг) вызывает, ко всему прочему, рост цен на основные товары (работы, услуги)", — говорится в пояснительной записке к законопроекту, который уже стал законом.

Всё как бы правильно и в высшей степени скрепно. Кроме одного нюанса. Если налицо такие суммы обмана людей, то откуда взялись подобные издевательские штрафы? Но даже эти копейки, как считают правоведы, не будут выписывать.

«Статья 14.8 КоАП „Нарушение иных прав потребителей“ дополнилась новым составом, устанавливающим ответственность за навязывание товаров и услуг. Тем не менее административная ответственность, на мой взгляд, будет наступать редко», — говорит юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский.

Почему? Хотя бы потому, что вам никто напрямую не откажет, к примеру, продать авто в заводской комплектации. Собственно, и сегодня не отказывают. На словах.

«Автомобилей в штатной комплектации в наличии пока нет. Можно заказать, внести предоплату. Сроки? Точно сказать не можем, всё зависит от завода, а там бывают перебои с комплектующими. Но за пару месяцев, скорее всего, машина придёт. Цена фиксируется при внесении предоплаты.

Что есть в наличии? Машин много, но все они с установленным дополнительным оборудованием. Вам лучше приехать, по телефону всё не объяснить, нужно смотреть вживую. Предложения очень интересные, ждём вас, приезжайте", — примерно в таком ключе происходили общения автора с официальными дилерами (ОД) «АвтоВАЗа».

Аналогично — по УАЗу. Машины у ОД есть, но все «заряженные». Предложили даже «Патриот» с лебёдкой — типа скрытая установка, в штатный бампер. Документы о переоборудовании и внесение изменений в конструкцию для ГИБДД? На этом этапе разговора менеджер автосалона решил прервать общение. Авто с нештатной лебёдкой на учёт не поставят, могут ещё и штраф выписать.

Купить «ГАЗель» без «допов» тоже не получилось, а вот в автосалонах, которые торгуют китайскими авто, наоборот, всё путём. Машины есть, именно в заводских комплектациях, правда, не всех. Только ценник такой, что не подступиться… Зато люди из КНР навели порядок у своих ОД, чуть что не так — штрафы, отзывы дилерской лицензии. Всё правильно делают!

В целом же про новый закон никто нигде ничего не слышал, видимо, он торговцев не интересует. Да и доказать, что вам пытались что-то навязать, совершенно нереально. Штатные юристы ОД всё переиначат и получится, что никто вам ничего не навязывал. А суды у нас традиционно встают на сторону бизнеса.

Особо рьяное отстаивание своих прав потребителя в нашей стране вообще опасно. Дело могут повернуть против вас, дескать, вы занимаетесь шантажом честного ОД. И вот тут судьи будут на удивление расторопны, а приговоры — суровы.

Иными словами, гора в очередной раз родила мышь, если не сказать грубей. Снова имитация бурной деятельности со стороны властей, фальшивая забота об «уважаемых россиянах».

«Нововведение создаст дополнительную защиту граждан от недобросовестных продавцов. Зачастую в договор купли-продажи включаются условия об обязательном приобретении дополнительного товара или услуги. Например, при покупке автомобиля в автосалоне человеку навязывают заключение договора страхования с конкретной компанией. В результате покупатель несет лишние расходы», — говорит спикер Госдумы Вячеслав Володин.

А можно ли в нашей чудесной стране вообще приобрести отечественное авто в заводской комплектации, особенно базовой — самой недорогой? Вроде как недавно «АвтоВАЗ» запустил онлайн-продажи своей продукции, о чём громогласно раззвонил.

«Онлайн-продажи по заводской цене для покупателя означают возможность приобрести автомобили LADA на официальном сайте компании гарантированно по рекомендованной розничной цене и с дополнительной выгодой до 40 000 рублей. Оформление сделки и выдача нового автомобиля, приобретенного по новой программе, проходят в одном из трех дилерских центров АО „Центральная СТО“ в Тольятти, что станет еще одним поводом для путешествия к Жигулевскому морю», — говорится на официальном сайте производителя.

Но, как оказалось, всё это лукавство. Во-первых, просто так купить авто нельзя — только в кредит по ставке от 10,5% годовых. То есть с переплатой. «Мы заботимся о доступности автомобилей и разработали специальные условия для данной акции, которые, в том числе, включают оформление кредита», — даже не смешно. То же самое навязывание услуг налицо! Причём в банке, который принадлежит «АвтоВАЗу». Во-вторых, получить авто можно только в Тольятти. И, в третьих, машин по данной «акции» нет. Совсем нет. Видимо, кончились в тот самый день, когда программа была анонсирована.

С заказом у ОД машин в заводской комплектации нынче нужно тоже быть очень осторожным. Дело в том, что если вам говорят, что стоимость авто зафиксирована, это вовсе не значит, что её не смогут поменять. В последнее время в договора стали добавлять пункт, позволяющий продавцу в одностороннем порядке изменять цену товара. Закону это не противоречат, а документы большая часть граждан подписывает не читая. Особенно если вас торопят и заверяют, что цена — она всё, не изменится.

Как несложно догадаться, при наличие такого пункта в договоре судиться бесполезно — проиграете и оплатите все судебные издержки. Прецедентов уже хватает. А автосалон в отместку будет ещё долго возвращать вам предоплату, если это вообще предусмотрено договором. По сути, авторынок сейчас если не вернулся в 90-е, то явно двигается в ту сторону.

Всё означенное касалось ОД, которые торгуют российскими и китайскими авто — других на нашем рынке не осталось. Те автосалоны, в которых продаются ввезённые по «параллельному импорту» машины, вообще вне правового поля в плане защиты прав потребителей. Что хотят, то и творят. Равно как и торговцы подержанными легковушками. Аналогия с Россией 25-летней давности полная.

Даже если пункта про изменение цены в договоре нет, там её всё равно могут «скорректировать», прецеденты тоже имеются. Одно дело дошло даже до Верховного суда, но торговцы на его решения банально забили. Законы в РФ просто не работают, хотя с высоких трибун нам говорят совершенно иное.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.