Машина санкций: буксует даже параллельный импорт

0 35

Машина санкций: буксует даже параллельный импорт

Покупка нового автомобиля становится в РФ серьёзной проблемой — предложение падает, цены растут, а ситуация с запчастями и расходниками не радует. «АвтоВАЗ» загибается, так как производство автокомпонентов в нашей стране так и не налажено. Вся надежда на новые каналы импорта из «дружественных» стран. Если таковые, конечно, остались…

Около миллиона новых авто, из которых вроде как 40% отечественных — таковы предварительные итоги 2023 года на автомобильном рынке России. «АвтоВАЗ» произвёл 374 тыс. легковушек, УАЗ — около 32−33 тысяч. Вроде как в целом всё смотрится не так и печально, но это только на первый взгляд.

«Давайте уберём за скобки российских производителей, потому, что понятно — там есть проблемы с модельным рядом и с количеством автомобилей, которые они производят. Мы знаем такую волшебную фразу, которая звучит, в том числе, от китайских партнёров — „вторичные санкции“. Очень многие поставщики комплектующих как раз их и боятся. Надеемся, что российские производители комплектующих проснутся и начнут их делать в больших количествах. И есть пока ещё теплящаяся надежда на Иран. Плюс сейчас идут пока ещё очень осторожные разговоры о том, что всё-таки в обозримой перспективе на российский рынок, в том числе на рынок комплектующих, выйдут производители из Индии», — говорит главный редактор автомобильного сетевого издания Quto.ru Максим Ракитин.

«Заграница нам поможет» — известная фраза, которая, увы, нынче звучит на полном серьёзе. Так как проблемы в остатках российской автомобильной индустрии нарастают, и их никто не собирается решать. Хотя деньги в стране имеются.

«АвтоВАЗ», действительно, стоит убирать за скобки, в том числе по цифрам выпущенных авто. В последние месяцы значительная часть продукции с конвейера прямым ходом отправляется на заводские стоянки — ждать запчастей. На середину ноября автозавод признал наличие 15 тыс. недоукомплектованных машин, сколько их на самом деле — непонятно. По некоторым данным, в 2−3 раза больше.

Часть из них каким-то образом умудрились отгрузить дилерам, причём если летом проблема касалась только Lada Vesta, то осенью она усугубилась и распространилась на весь невеликий модельный ряд завода. По этой причине даже если вы покупаете заведомо комплектный автомобиль, стоит взять с собой специалиста, дабы тот это проверил — могут что-то «забыть». Прецедентов хватает.

«Те, у кого хорошая память, помнят, что в Советском Союзе, особенно в конце 1980-х, было практически невозможно найти полностью укомплектованный автомобиль. Сейчас у этого явления другие причины, но результат тот же самый», — напоминает автоэксперт Артем Бобцов.

В Ульяновске всё ещё хуже, за три квартала (более свежих данных пока нет) произвели 10 тыс. «буханок» для госструктур и аж 6989 пепелацев типа «Патриот». Однако вскоре патриотичный внедорожник лишится отечественного ДВС, ему на смену придёт китайский дизель от JAC. Кто это будет покупать, не очень понятно.

К тому же вовсе не факт, что импортные моторы доедут до РФ, JAC может попасть под упомянутые выше «вторичные санкции». И просто разорвёт взаимоотношения с нашим заводом — рисковать из-за таких смешных объёмов китайцы не станут.

С аналогичной проблемой уже столкнулись в Тольятти, именно по этой причине значительная часть продукции и идёт в «отстойник».

«Ужесточение санкционного режима после включения „АвтоВАЗа“ в американские санкционные списки в сентябре этого года привело к блокировке платежей компании со стороны иностранных банков как недружественных, так и дружественных стран. Последствием этого стали новые массовые отказы зарубежных поставщиков и субпоставщиков от сотрудничества с нашим автопромом», — заявил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов в Совете Федерации.

То есть ничего хорошего в перспективе ждать не стоит, особенно с учетом 12-го пакета санкций и его «производных». Развивать производство автокомплектующих госчиновники не хотят, то есть независимая российская промышленность им не нужна. А зависимая обречена.

Могут сильно сократиться и поставки готовых авто из КНР, так как основной рынок для китайцев — Штаты. И ради нас они не будут им рисковать. К тому же покупательная способность россиян быстро падает и на складах скопилось более 175 тыс. авто родом из Поднебесной. Кредитование начали активно регулировать, а иных источников финансирования покупок новых авто у граждан РФ не видно.

Параллельный импорт сокращается — чиновники его попросту уничтожают, хотя логику в этом усмотреть сложно.

«Одним из ключевых факторов стало повышение ставок утилизационного сбора. В большей степени в рамках параллельного импорта к нам поставлялись автомобили премиального сегмента с двигателями большого объема. В отношении моделей с моторами объемом свыше 3 л ставки утильсбора выросли сильнее всего. Разумеется, это привело к подорожанию таких машин», — говорит вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.

По идее, в условиях коллапса российского автопрома и отсутствия каких-то программ по его реанимации логичным шагом стало бы полное обнуление ввозных сборов и пошлин. Дабы граждане РФ имели возможность недорого купить себе транспортные средства — либо новые, либо подержанные. Однако логика властей какая-то иная.

Вероятность прихода индусов равна нулю, так как они нам почти ничего не продают. Хотя рупии у российских компаний есть, много — ими расплачивались за нефть. Но индусам нужно дружить с американцами и англичанами, поэтому тут надежды никакой. Собственно, ещё прошлой весной года это России сказали почти что официально.

«Москва стремится импортировать товары из Индии с тех пор, как Запад ввел санкции… Индийские компании и банки неохотно заключают сделки с российскими предприятиями, опасаясь неблагоприятных последствий.

Источники сообщили, что существует потребность в том, чтобы индийские производители автокомпонентов, а также автомобильные компании, пришли в Россию. Хотя экспорт автозапчастей выглядит возможным, индийская автомобильная промышленность, в которой есть несколько глобальных игроков, вряд ли согласится поставлять автомобили. Даже отечественные игроки, такие как Tata Motors и Mahindra & Mahindra, ведут международные операции, причем первые владеют такими брендами, как Jaguar и Land Rover", — ещё в апреле 2023-го вещал индийский «официоз», газета Times of India.

Иными словами, «с этой просьбой несуразной» нас послали далеко. Именно поэтому какие-то разговоры про индийские авто или запчасти в принципе не имеют смысла.

С Ираном всё тоже очень непросто, страна пока дружественная, но с ней наши чиновники зачем-то пытаются поссориться.

В декабре 2023-го, то есть менее месяца назад, иранская автокомпания SAIPA ушла из РФ так и не начав продаж. Всё, про иранские авто можно тоже забыть.

Таким образом, в ближайшей перспективе всё выгладит крайне печально. Предложение на российском авторынке будет уменьшаться, цены, соответственно, расти. То есть доступность авто станет стремительно снижаться. Хотя исправить это проще простого: в краткосрочной перспективе — разрешить беспошлинный ввоз, в чуть более долгосрочной — строить новые автозаводы. Благо, финансы на это пока имеются, не всё вывезли за границу. Однако те, кто принимают решения, почему-то бездействуют…

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.