Плотность дизельного топлива и другие характеристики какова их роль при определении качества горючего
При определении того, каковы эксплуатационные характеристики и качество горючего, довольно большое значение имеет плотность дизельного топлива. Если это значение очень низкое или высокое, то это может свидетельствовать о том, что к горючему могли быть подмешаны другие компоненты для его удешевления. Не всегда такие улучшения положительно отражаются на его качестве.
Какие характеристики дизельного топлива наиболее важны
Содержание статьи:
Для определения качества достаточно лишь взглянуть на характеристики дизельного топлива. Они отображены в паспорте качества, который выдают сертифицированные лаборатории на партию горючего. В этом паспорте традиционно отображаются такие показатели:
- цетановое число (эта характеристика только у дизтоплива, у бензинов – октановое число);
- содержание серы в мг на кг (чем этот показатель меньше, тем выше качество горючего);
- плотность дизельного топлива, кг/м3;
- содержание ароматических углеводов в % (обычно показывает на наличие присадок);
- температура вспышки, измеряется в градусах по Цельсию (у летних марок этот показатель выше, чем у зимних);
- коксуемость и зольность в %;
- содержание механических примесей и воды (эти показатели должны отсутствовать);
- кинематическая вязкость при 40 градусах по Цельсию;
- фракционный состав при перегонке в трех разных режимах;
- смазывающая способность;
- предельная температура фильтруемости, помутнения и застывания (эти показатели особенно важны для зимних марок, показывает, когда горючее становится вязким и выпадает парафин);
- и другие.
При этом коэффициент плотности дизельного топлива можно определить самостоятельно, то есть не в лабораторных условиях. Для этого потребуется лишь ареометр. Это стеклянный прибор, который по виду немного напоминает градусник. Принцип действия прибора таков – он всплывает над поверхностью горючего на той отметке, которая и фиксирует искомый показатель. Ареометры различаются по диапазону значений.
Другие показатели определяются в лабораторных условиях. Развернутый анализ даст наиболее полную картину. Это требуется при рассмотрении претензий о поломке двигателя автомобиля или другого оборудования и комплектующих из-за подозрений относительно плохого качества горючего.
Что обозначает коэффициент плотности дизельного топлива
Удельная плотность дизельного топлива может быть различной в зависимости от его температуры. Так, при потеплении плотность снижается и, наоборот, при похолодании растет. В среднем (при грубом округлении) при похолодании на 1 градус плотность дизельного топлива (кг/л) вырастет на одну тысячную. Например, если при + 20 коэффициент будет равен 0,84 кг/л, то при +19 ожидаемое значение должно составить 0,841 кг/л.
Этот показатель обязательно используется в складском учете дизтоплива. Ведь температурный режим различен на протяжении суток. Поэтому для точного учета необходимо каждый отпущенный литр (кубометр) переводить в тонны. На автозаправочных станциях ведется учет в литрах, поскольку здесь горючее отпускается в основном из подземных емкостей, где температурные перепады на протяжении суток незначительны.
Этот коэффициент сможет показать даже обывателю уже первые признаки некачественного горючего. Известно, что в зависимости от марки дизтоплива обычно имеются граничные плотностные значения.
Основные виды дизельного топлива
Итак, стоит разобраться, какие существуют виды дизельного топлива. Различают дизтопливо:
- по сезонности: арктическое, летнее и зимнее;
- по содержанию серы: Евро-3, -4 и -5.
Летнее дизтопливо не должно иметь плотность более 860 кг/м3, зимнее – более 840 кг/м3, а арктическое – свыше 830 кг/м3. Для зимних марок характерно низкое значение застывания (соответственно помутнения и фильтруемости тоже).
Что касается содержания серы, то в России разрешена продажа Дт Евро-3 лишь до конца 2014 года, «четверки» – до конца 2015 г. Евро-3 имеет маркировку (вид І) – содержание серы до 350 мг на кг, Евро-4 (вид ІІ) – максимум 50 мг на кг и Евро-5 (вид ІІІ) – может иметь максимальное значение 10.