Руководство по тонировке фар автомобиля своими руками
Один из простых способов добавить индивидуальности вашему автомобилю и украсить его внешний вид — сделать тонировку фар. Эта разновидность лёгкого стайлинга обретает всё большую популярность среди владельцев различных марок авто как подержанных, так и абсолютно новых. И хотя подобную услугу предоставляет множество станций технического обслуживания, затонировать переднюю и заднюю оптику вы сможете самостоятельно, чем сэкономите существенную часть денежных средств.
- 4 Процесс наклеивания своими руками
- 5 Как правильно наложить лак?
Зачем тонировать фары?
Содержание статьи:
Тонировка оптических приборов головного света и задних фонарей — это нанесение на их поверхность стойкого полимерного покрытия. Это мероприятие может преследовать несколько целей:
- улучшение внешнего вида машины за счёт изменения цветового оттенка прозрачной оптики;
- дополнительная защита фар от ударов мелких камешков и разного рода царапин;
- восстановление старых световых приборов, на чьей поверхности появились помутнения, потёртости и царапины.
Разница между обычными и тонированными фарами на автомобиле BMW
Главное преимущество тонировки — придание защитных свойств светопрозрачной поверхности. Но для большинства автомобилистов, решившихся на подобный шаг, на первом месте стоит красота автомобиля, а защита во избежание повреждений отходит на второй план.
У тонированных фар есть 2 недостатка и оба довольно существенные:
- сильное затемнение оптики головного света снижает освещённость дороги для вас, а тусклый свет задних фонарей делает машину менее заметной для других участников движения;
- возникают проблемы с инспекторами дорожно-патрульной службы.
Затемнение задних фонарей с помощью тонировки
Второй недостаток особенно неприятен для владельца машины с тонированными фарами. Суть проблемы проста: есть требования законодательства, ограничивающие степень затемнения и изменения цвета оптики, но у инспекторов нет специальных приборов, с помощью которых они могут доказать подобное нарушение. Отсюда зачастую возникает самовольная трактовка пунктов Правил со стороны сотрудников ДПС, сопровождающаяся попыткой «впаять» вам штраф.
Кодекс административных правонарушений на этот счёт гласит следующее:
При сильном затемнении фар или изменении цвета вам не избежать общения с инспектором ДПС
Отсюда напрашивается вывод: чтобы не сталкиваться с проблемами, на приборы наружного освещения нужно наносить тонировку допустимого цвета либо полностью прозрачное покрытие. Если же вы используете синий и зелёный цвет либо плёнку «хамелеон» и «алмазная крошка», то будьте готовы к вопросам со стороны инспекции, хотя доказать свою правоту без приборов сотрудники ДПС не в состоянии.
Разновидности тонировки для фар
На данный момент широко применяется 2 способа нанесения на оптику дополнительного покрытия:
- наклеивание полимерных плёнок различных цветов;
- покрытие поверхности специальным лаком.
Справка. В последнее время на рынке появились новые защитные составы под названием «жидкая резина», продающиеся в аэрозольных баллончиках. Один из них — Plasti Dip Smoke, специально разработанный для нанесения на оптические приборы автомобиля. Но широкой популярности эти средства пока не обрели, поскольку по красоте они явно уступают плёнке и лаковому покрытию.
Плёнка типа Хамелеон различных цветов
Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки, влияющие на сферу их применения. Плюсы полимерных плёнок состоят в следующем:
- для приклеивания не нужно снимать блок-фары с автомобиля;
- при необходимости покрытие можно быстро удалить, а позже наклеить новое;
- процедура тонировки достаточно проста и выполняется быстро, хотя и требует некоторой сноровки от исполнителя;
- широкий выбор цветов и оттенков, а также дополнительных эффектов типа «алмазная крошка» или «хамелеон»;
- после качественного нанесения поверхность становится идеально ровная.
Из минусов стоит отметить дороговизну материала, а дешёвые изделия родом из Китая отличаются недолговечностью и сложностью процесса приклеивания. Второй момент: накладка плёнки сильно усложняется, когда на оптическом приборе сделаны выступающие надписи. Их приходится зачищать заподлицо с поверхностью, после чего полировать фару и только потом клеить цветной полимер.
Так смотрится на заднем фонаре плёнка типа «Алмазная крошка»
Последний недостаток заключается в том, что плёнка не в состоянии скрыть различные дефекты, полученные оптикой во время эксплуатации, — помутнение, царапины и потёртости. В подобных случаях следует применять лакировку, дающую такие преимущества:
- приемлемая стоимость материалов;
- возможность убрать все мелкие повреждения и восстановить внешний вид фары;
- выпуклый шрифт на оптике не является проблемой, поскольку для лакировки поверхность всё равно необходимо зачищать.
Справка. Качественный лак, нанесённый в несколько слоёв в соответствии с технологией, по долговечности не уступит полимерным плёночным материалам. Утверждения о сильном затемнении фар при использовании лака необоснованны, здесь главную роль играет его оттенок и число наложенных слоёв.
Лак для тонировки фар в аэрозольных баллонах
Недостатки у способа следующие:
- более сложный и длительный процесс нанесения;
- качество покрытия зависит от мастерства человека, который его напыляет из баллона или краскопультом;
- быстро удалить застывший лак невозможно;
- для тонировки световых приборов способом лакировки их лучше демонтировать, чтобы не пришлось оклеивать и накрывать полиэтиленом полмашины.
Прозрачный лак практически не затемняет оптику, зато восстанавливает её внешний вид
Из вышесказанного следует, что выбор между плёнкой и лаком во многом зависит от состояния приборов головного и заднего света. Новую оптику есть смысл оклеивать полимером желаемого цвета, а для фар с большим сроком эксплуатации стоит применить лак. Причём в одном и другом случае можно выдержать максимальную прозрачность, чтобы не вступать в конфликты с инспекторами.
Рекомендации по выбору плёнки
Первым делом необходимо приобрести сам материал, желательно качественный. Дешёвая продукция из Поднебесной вряд ли подойдёт, если вы собираетесь клеить её впервые в жизни. Здесь действует простое правило: чем дешевле изделие, тем сложнее его красиво наложить на фары.
Совет. Чтобы успешно справиться с задачей, предпочтительнее брать высококачественную плёнку с двумя защитными слоями от следующих известных брендов: Orafol (Германия), 3М (Япония), LLumar и Sun Solar (США).
Выбор цветов тонировочных плёнок очень широк
Помимо подбора цвета и дополнительных эффектов тонировки, который вы сделаете сами, выбирать плёнку нужно по 3 критериям:
Чтобы определить количество плёнки, оптику стоит померять
Совет. Перед походом в магазин не забудьте прикинуть примерную площадь плёнки, необходимой для оклеивания передних и задних фонарей. Прибавьте к ней запас не менее 30% на тот случай, если ваш первый опыт выйдет неудачным, из-за чего часть испорченного материала придётся выбросить.
Процесс наклеивания своими руками
Заниматься тонировкой необходимо в светлом и теплом помещении, причём лучше — с помощником. Недопустимо работать на улице, где ветер гоняет пыль, моментально садящуюся на влажные поверхности. Чтобы успешно затонировать передние фары, нужно приготовить такие инструменты и вспомогательные материалы:
- специальный пластиковый шпатель с резиновым концом под названием ракель;
- ёмкость для воды с ручным опрыскивателем;
- фен строительный;
- ножницы, тонкий острый нож (подойдёт канцелярский);
- рулетка и маркер;
- мягкая ветошь либо бумажные салфетки;
- средство для мойки стёкол на спиртовой основе.
Набор инструмента для приклеивания плёнки
Совет. При отсутствии строительного фена воспользуйтесь бытовым. Чтобы однажды затонировать оптику, его вполне достаточно.
Для начала измерьте рулеткой фару вдоль и поперёк, чтобы сделать примерную выкройку. Отрезая материал, предусмотрите запас по 2 см с каждой стороны. Дальнейший порядок операций такой:
Длинные фары лучше тонировать вдвоём с помощником
Совет. Действуя шпателем, не бойтесь как-то повредить тонировку и нажимайте смело (в пределах разумного). Верхний слой как раз и служит для защиты основной плёнки в процессе наклеивания.
На сложной поверхности плёнку нужно греть феном и натягивать
По окончании тонировки световых приборов проверьте, насколько хорошо плёнка прилегает по углам. Если кое-где она выходит за пределы оптики, то такие излишки нужно обрезать. После чего можете приступать к оклеиванию задних фонарей, выполняемому по той же технологии.
Порядок приклеивания плёнки на фото
Замеряя фару для выкройки, добавляйте запас по 2 см с каждой стороны
По замерам вырезаются полотна материала
Фара должна быть хорошо вымыта и обрызгана водой
Для приклеивания надо отделить защитный слой
Плёнку тоже нужно увлажнить
Накладывайте плёнку с равномерным запасом со всех сторон
Полимер приклеивается, когда вы прогоняете из-под него воду шпателем
В сложных местах материал надо подтягивать, подогревая феном
После приклеивания остатки плёнки обрезаются
Обрезанная часть аккуратно снимается
В конце не забудьте снять с плёнки верхний защитный слой
Видеоматериал о тонировке с помощью цветных плёнок
Как правильно наложить лак?
Восстановление оптики либо её тонировка способом нанесения лака должно выполняться в теплом закрытом помещении без сквозняков, способных поднять пыль. Для работы вам понадобится:
- средство для мойки стёкол;
- прозрачный или тонировочный лак, предназначенный для фар (можно в аэрозольном баллончике);
- наждачная бумага крупностью Р600 и Р800;
- органический растворитель либо уайт-спирит для обезжиривания;
- ветошь или бумажные салфетки;
- перчатки, респиратор.
Акриловый лак для нанесения на оптику
Совет. Если на вашем автомобиле установлены оптические приборы с прозрачной частью из стекла, то лучше самостоятельно за лакировку не браться или же затонировать фары плёнкой.
Обезжириватель для обработки фар перед лакировкой
Накладывать лаковое покрытие удобнее, когда передние блок-фары и задние плафоны сняты с машины. В таком случае нужно приготовить соответствующий инструмент и демонтировать световые приборы. Второй вариант — лакировка прямо на автомобиле, для неё понадобится малярный скотч и полиэтиленовая плёнка (можно взять плотную бумагу), чтобы оклеить переднюю часть кузова. Поскольку этот способ сложнее в исполнении, он и будет рассмотрен далее.
Совет. Затирку поверхности легче и удобнее выполнять шлифовальной машиной. Если есть возможность, возьмите её попользоваться на 1 день.
Первоначальное состояние фары на этапе подготовки
Для начала следует вымыть машину, загнать в гараж и высушить. Затем поднимите крышку капота, вымойте фары спереди и по бокам стеклоочистителем, после чего приступайте к тонировке. Последовательность операций такая:
Так выглядит фара, восстановленная прозрачным лаком
Важный момент. Если на фарах нет следов износа от длительной эксплуатации, для матирования сразу берите шкурку Р800. При наличии помутнений, царапин и прочих дефектов сначала поработайте крупнозернистой бумагой Р600, периодически опрыскивая поверхность водой. В результате зачистки матовость должна быть однородной, без пятен.
Снятые фонари проще покрывать лаком
При тонировке задних фонарей их проще снять с машины, чем оклеивать кузов. Алгоритм работы соблюдайте такой же, как и при нанесении лака на передние фары.
Фото процесса тонировки лаком
Матирование поверхности фары шкуркой Р800 После обработки оптику нужно обезжирить Кузов вокруг световых приборов оклеивается полиэтиленом Смешивание лака с отвердителем Процесс нанесения лака Внешний вид фар восстановлен, осталось снять полиэтилен и просушить лак в течение 24 часов
Видеоматериал по применению лака для фар
Как покрыть лаком задние плафоны — видео
Для успешной тонировки оптических приборов авто нужна некоторая практика. Чтобы не испортить материал и не наделать потёков от лака, стоит сначала потренироваться на другой похожей поверхности (например, на старой фаре или прозрачном пластике). Это поможет обнаружить все подводные камни на личном опыте и затонировать оптику автомобиля без изъянов. Вся процедура отнимет не более 1 дня вашего времени.